Заполните форму ниже и мы перезвоним Вам
С 01 января 2020 года Красноярский край стал одним из участников "пилотного проекта" по проведению эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (НПД) - "налог на самозанятых".
Этот эксперимент проводится на территории Российской Федерации в течение десяти лет, то есть до 31 декабря 2028 года включительно, и предполагает установление специального налогового режима для "самозанятых" граждан, то есть с оплатой налога по льготной ставке 4% при работе с физическими лицами и 6% - с юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями.
В настоящее время эксперимент по установлению специального налогового режима проводится на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим условия и сроки проводимого эксперимента является Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (ред. от 02.07.2021 г.).
Безусловно, основной целью проводимого государством эксперимента является легализация "теневого" рынка труда, постановка так называемых "неучтенных" граждан на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщиков и, как следствие, увеличение объема поступлений в бюджет за счет налоговых платежей.
Согласно статистическим данным, размещенным в открытых источниках СМИ, общее количество "самозанятых" граждан, зарегистрированных на территории Российской Федерации на начало февраля 2021 года, превысило 1,7 млн. человек, из них 16 тыс. человек - это несовершеннолетние граждане, в возрасте от 16 до 18 лет.
На территории Красноярского края меры государственной поддержки для "самозанятых" граждан определены в рамках реализации государственной программы "Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 505-п (в ред. от 08.06.2021 г.).
В целях стимулирования граждан, в том числе молодежи, к осуществлению самостоятельной, предпринимательской деятельности, органы исполнительной власти Красноярского края планируют предоставлять помощь "самозанятому" населению в виде оказания консультационной поддержки, организации и проведения обучающих семинаров, реализации программ "бизнес-образования" и т.д.
В большинстве случаев статус "самозанятого" приобретают фрилансеры, уже осуществляющие свою предпринимательскую деятельность на рынке товаров, работ и услуг, или индивидуальные предприниматели - в целях оптимизации своих налоговых платежей.
Часто такие лица занимаются репетиторством, оказывают юридические (консалтинговые) услуги, услуги по организации и проведению различного рода досуговых мероприятий, услуги по перевозке пассажиров и грузов, услуги по присмотру и уходу за детьми, нуждающимися в уходе больными, услуги по ведению домашнего хозяйства, по сдаче жилого помещения внаем, косметологические и иные услуги физическим лицам для личных, домашних и/или других подобных нужд.
То есть именно предоставление товаров, работ и услуг собственного производства - является основным условием для возможности получения статуса "самозанятого" и использования специального налогового режима (НПД).
Соответственно, налог на профессиональный доход (НПД) могут применять как физические лица без статуса "индивидуального предпринимателя", а также те, кто зарегистрирован в качестве ИП.
В свою очередь, получить статус "самозанятого" по виду осуществляемой деятельности не сможет тот, кто:
- осуществляет посредническую деятельность при продаже (перепродаже) товаров, работ и услуг; занимается доставкой товаров для других компаний;
- работает по договорам поручения, комиссии и агентским;
- сдает в аренду офисные и/или нежилые помещения;
- продает подакцизные товары: табак, алкоголь, бензин;
- добывает и продает полезные ископаемые.
Установлен также перечень доходов, к которым специальный налоговый режим (НПД) не применяется.
Например, это поступления:
- от продажи недвижимости и транспорта;
- от передачи имущественных прав на недвижимость (кроме аренды или найма жилья);
- от реализации долей в уставном капитале, паев в паевых фондах кооперативов и ПИФов, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
- от выполнения услуг и работ по договорам гражданско-правового характера, согласно которым заказчиком выступает нынешний или бывший работодатель "самозанятого". В этом случае бывшим считается работодатель, от которого "самозанятый" уволился менее двух лет назад (то есть налог на профессиональный доход (НПД) нельзя платить с поступлений, полученных от работодателя, если эти денежные средства поступали на протяжении двух лет после фактической даты увольнения).
"Самозанятый", который осуществляет перечисленные выше виды деятельности регулярно, применять специальный налоговый режим также не может. А если он совершает разовую сделку, то доход по ней облагается НДФЛ так же, как и доход "несамозанятого" гражданина.
И так, давайте разберемся, что же дает физическому лицу статус "самозанятого"?.. И в чем же заключаются его очевидные преимущества и недостатки, возможности и риски?..
1. СТАТУС.
Прежде всего, статус "самозанятого" позволяет зарабатывать - получать денежное вознаграждение за результаты своего труда - в рамках исполнения договоров гражданско-правового характера, и при этом без образования юридического лица или регистрации ИП.
В отличие от ИП "самозанятые" не обязаны использовать контрольно-кассовую технику (онлайн-кассы) при осуществлении денежных расчетов с заказчиком и не обязаны сдавать налоговые декларации.
Но, как разьясняет федеральная налоговая служба, "самозанятому" необходимо оформлять и подписывать с заказчиком Акт об оказании услуг (о выполнении работ), поскольку он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период и/или дату их оказания (выполнения).
"Самозанятый" не имеет права нанимать на работу других физических лиц и, соответственно, заключать с ними трудовые договоры. При этом, для привлечения помощников по договорам гражданско-правового характера, пока никаких законодательных ограничений не установлено.
Как уже было отмечено выше, статус "самозанятого" позволяет гражданину быть одновременно и работником по найму, и заниматься предпринимательской деятельностью - с применением льготной системы налогообложения (НПД).
В этом случае гражданин платит НДФЛ по обычной ставке как наемный работник и НПД - с полученных дополнительных доходов. НДФЛ удерживает работодатель, а НПД - рассчитывает налоговая инспекция, на основании сформированных чеков.
Но при этом "самозанятый" лишается права на получение каких-либо социальных пособий и гарантий, таких, например, как оплата больничного листа, в том числе по беременности и родам, по уходу за ребенком, оплата отпускных и т.п.
Учитывая то, что "самозанятый" не осуществляет выплаты во внебюджетные фонды (страховые выплаты), о гарантированном пенсионном обеспечении также не может быть и речи... Этот статус не позволяет сформировать накопительную часть пенсии.
То есть работа в статусе "самозанятого" по умолчанию не засчитывается с страховой стаж, и пенсионные баллы не начисляются.
Соответственно, денежное вознаграждение, получаемое "самозанятым" - это история о получении им дохода на текущий момент ("здесь, сегодня и сейчас"), а не о возможности формировать и получать гарантированную пенсию в будущем.
Одновременно следует отметить, что если "самозанятым" является родитель или опекун ребенка-инвалида, то он не теряет права на получение ежемесячной выплаты, установленной законодательством для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы, если "самозанятый" не вступил в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) и не уплачивает страховые взносы.
Одним из рисков при получении статуса "самозанятого" является, как ни странно, сама процедура регистрации физического лица.
С одной стороны, для работы и регистрации гражданина в статусе "самозанятого" достаточно всего лишь скачать мобильное приложение "Мой налог" на официальном сайте налоговой службы (без личного посещения офиса).
С другой - появилось множество сайтов-мошенников (фишинговых сайтов), предлагающих гражданину зарегистрироваться в статусе самозанятого, а в последствии используемых для получения его личных, персональных данных, списания денежных средств с его счета/карты или оформления займов и кредитов от имени данного физ. лица.
В связи с чем, при регистрации, следует уделить особое внимание наименованию официального сайта - https://npd.nalog.ru/.
Итак, "самозанятый" - это физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по производству товаров, работ и услуг, направленную на систематическое получение прибыли, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, и не имеющее наемных работников.
2. ПРОВЕРКИ.
Так как применение специального налогового режима (НПД), изначально установленного для "самозанятых" на отдельных (четырех) территориях Российской Федерации, началось только с 2019 года, то на текущий момент времени проанализировать практику проведения проверок "самозанятых" граждан представителями федеральной налоговой службы не представляется возможным.
Но при этом, нельзя забывать, что основной целью проведения любой налоговой проверки является, прежде всего, пополнение доходной части бюджета.
И, соответственно, проведение проверок представителями федеральной налоговой службы в данном случае (в ближайшей перспективе) может быть направлено на выяснение следующих обстоятельств:
1. Не является ли получение статуса "самозанятого" физическим лицом всего лишь инструментом для выведения (обналичивания) полученных денежных средств?
2. Нет ли здесь скрытых трудовых отношений между заказчиком и исполнителем ("самозанятым"), оформленных в целях ухода от уплаты НДФЛ и обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды (13%+30,2%=43,2%)?
3. Нет ли оснований для привлечения физического лица к административной (уголовной) ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности?..
3. КРУПНЫЕ ЗАКАЗЧИКИ.
Крупные заказчики, как правило:
- Привыкли работать с юридическими лицами, с ИП и статус "самозанятого" для них - это что-то новое, не всегда понятное, и, возможно, имеющее скрытые налоговые риски;
- Испытывают определенный страх перед возможными налоговыми проверками - в части определения возможного сокрытия доходов и/или снижения налоговых платежей при взаимоотношениях с "самозанятым" (то есть то, о чем уже говорилось выше). Что в свою очередь, может привести к значительным суммам доначисленных налогов, пени и штрафам, плюс потраченное время на прохождение и соблюдение процедуры проверки.
Но при этом, следует отметить, что в последнее время наблюдается повышенный интерес крупных компаний к вопросам заключения договоров с "самозанятыми" гражданами, поскольку именно особенности правового регулирования их деятельности позволяют в случае наличия какой-либо форс-мажорной ситуации достаточно быстро расторгнуть с ними заключенный договор, и при этом - без обязательного осуществления каких-либо компенсационных выплат.
4. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ.
Штрафные санкции для "самозанятых' - это штрафы за сокрытие полученного дохода - в случае не предоставления в налоговый орган информации о полученном от заказчика денежном вознаграждении (то есть без отражения в мобильном приложении суммы полученной выручки по чеку).
Так, согласно положений ст. 129.13 НК РФ, предусмотрена ответственность "самозанятых" граждан за нарушение ими порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход, а именно:
- взыскание штрафа в размере 20% от суммы такого расчета.
В случае совершения тех же деяний повторно в течение 6 месяцев - взыскание штрафа в размере 100% от суммы такого расчета.
5. УСТАНОВЛЕННЫЙ ЛИМИТ.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход":
- Размер годового дохода (выручки) "самозанятого" не должен превышать 2,4 млн. рублей (независимо от количества отработанных месяцев в данном календарном году).
В случае получения по итогам отчетного периода (по состоянию на 31 декабря) суммы выручки, превышающей установленный лимит, необходимо заплатить 13% НДФЛ и 20% НДС - как при использовании общей системы налогообложения.
И в заключение, следует отметить, что практика применения налога на профессиональный доход (НПД) уже показала востребованность данного налогового режима для "самозанятых" граждан в различных регионах Российской Федерации.
И в то же время следует признать достаточно обоснованным введение специального налогового режима (НПД) именно в экспериментальном формате, что, в свою очередь, позволяет учесть ошибки и недочеты применения "налога на самозанятых"- как при расширении его действия, так и при решении спорных вопросов толкования законодательных норм.
Стеклянникова Н.Н.,
подготовлено в рамках Программы повышения
квалификации «Финансовое консультирование»
Финансового университета (г. Москва)
Спасибо!
Ваше сообщение отправлено!
Спасибо!
Вы помогли сделать жизнь «особых» детей качественно лучше!